Третья ступень

Третья, или Мастерская Ступень

Осенние сумерки
Вдруг обернулся Буддой
Старый барсук.

Бусон

Возможно ли бесконечное развитие, или

О том, так тяжело тащить себя за волосы из болота

Когда вы уже достаточно длительное время работаете со Второй Ступенью Рэйки, то вы все больше замечаете, что возможности практически безграничны. Вы можете многое делать просто и эффективно, можете кое-что усложнить и получить еще лучшие результаты. Простота в Рэйки — одно из основных достоинств, но эта простота достаточно сложна. Многие способы «усложнения» практики — только кажущиеся, и они помогают постичь эту простоту более глубоко. Сам я испробовал много дополнительных способов работы с собой и очень эти способы люблю, они действительно многому меня научили. Очень приятно проводить семинары по изучению этих способов, но основные достоинства Второй Ступени — вовсе не в них. Со временем вы находите исключительно свои методы, которые именно у вас дают самые лучшие результаты. Хотя сама по себе Вторая Ступень — так же проста, как и Первая: можно просто положить руки на больное место и можно просто быть в Рэйки. Однако сейчас у Вас могут возникнуть вопросы: «Как именно „Просто положить“? Как именно „просто быть“? Как это сделать, если нигде не рассказано об определенном способе?» И — «Если можно по-разному, то какой способ лучше?»

Со временем вы самостоятельно найдете ответы на все вопросы. И эти ответы, скорее всего, больше никому не подойдут. А если и подойдут — то их все равно будет почти невозможно объяснить. И именно в результате этого все люди по-разному понимают и по-разному делают Рэйки.

Все Мастера Рэйки, даже традиционные, тоже совсем разные. Так и выходит — Рэйки одно, благодаря тому, что все Мастера разные. Если бы мы, Мастера, стали выяснять, кто из нас правильнее понимает Рэйки, то сразу бы окончательно поссорились. А если мы говорим о самом Рэйки, а не о том, как его понимать, то отлично можем договориться. Кажется, что это какой-то парадокс, но в действительности все слишком просто — Рэйки невозможно ни с чем перепутать. Если уж вы видели, что такое свет — то знаете свет. А как его объяснить — не очень-то важно.

И все мы, Мастера и «Практики Второй Ступени», очень разные. Что же делать, когда вам вдруг захотелось стать Мастером Рэйки? Конечно, вам обязательно надо искать такого Мастера, который бы в чем-то главном особенно точно совпадал с вами. Чтобы самое важное для вас обоих — вы оба понимали одинаково. Чтобы этот Мастер мог дать вам что-то самое главное, окончательное. Что-то такое, что все другие Мастера смогут лишь немного дополнить, чему бы они вас не учили. И тогда вам следует обратиться к такому Мастеру с просьбой о вашем обучении.

Сам Мастер, если он или она следует строгим канонам, никогда вам этого не предложит!

Надо глубоко чувствовать Рэйки, чтобы понять, насколько такое предложение неприлично.

Поэтому ищите себе подходящего Мастера по каким-то своим приметам, но так — чтобы вы были уверены в своем выборе на все сто процентов.

Считается, что Мастер не должен быть для вас объектом почитания, из него не стоит делать кумира. Но тем не менее надо постараться быть уверенным в нем.

Хорошо бы «проверить» своего будущего Мастера, задавшись рядом вопросов:

• Делает ли этот человек то, к чему призывает других?

• Знает ли этот Мастер то, чему учит?

• Может быть, ему только надо заработать?

• А может быть, он таким способом просто стремиться уйти от своего комплекса неполноценности?

• Не может ли быть так, что этому человеку — просто мало существующих поклонников и он зарабатывает дешевую популярность?

• Сам-то он соблюдает «Принципы Рэйки»?

• Что говорят о нем другие?

• Действительно ли он тот, за кого себя выдает?

• Уж не страшный ли он сектант? Что нового он говорит про религию?

• Чего ваш Мастер хочет от вас для себя?

И, наконец, самое главное:

• А вам нравится этот человек? Вы хотите быть таким?

Последний вопрос не случаен — что-то особенное от Мастера к Ученику все же передается. Ученик всегда похож на своего учителя. Это случается не только с Рэйки, даже студенты похожи на своих профессоров, а школьники — на классную даму. Буддийский Мастер Оле Нидал говорил о том же. Каков Мастер — таков и ученик: если Мастер добрый — то и ученик добрый, а если Мастер умный — то и ученик умный.

Конечно, лучше всего, чтобы ваш Мастер был и добрый, и умный — словом, не такой, как я. Но других — очень трудно найти. Поэтому выбирайте больше сердцем — «нравится не нравится».

Когда вы нашли себе Мастера и попросили его о Мастерском обучении, вам не следует ожидать скорого ответа. Скорее всего, вам не откажут, но и не согласятся. Хороший Мастер будет ждать уверенности в том, как именно с вами поступить. И — когда. Многие Мастера ждут какого-то особого знака, дающего окончательную уверенность в том, что поступают правильно.

Если это решение наконец будет принято — вас ждет довольно длительное обучение. Никто точно не знает, когда оно закончится. Вам придется получить специальное посвящение, пройти обучение вещам, которые должен знать именно Мастер, и получить разрешение от своего Учителя на подготовку собственных учеников.

Все это складывается в «Мастерский тренинг», который у разных Мастеров проходит по-разному, но занимает значительное время — часто около года, а иногда и намного больше.

Мастерское обучение — очень сложный вопрос.

Лучше всего — поговорите об этом со своим Мастером.

Лучше всего — поговорите об этом со своим внутренним Мастером.
Как Мастер Рэйки инициирует?

Как пчела собирает нектар
С разнообразных цветов,
Так и ты ищи Учение повсюду!
Как олень, который находит
Спокойное место,
Чтобы пастись,
Ищи уединения, чтобы усвоить
Все, что собрал.
Как очарованный путник,
Не связанный ничем,
Иди, куда захочешь,
И живи как лев,
Совершенно свободный
От страха!

Тантра Дзогчен (Намхай Норбу Ринпоче. Кристалл и путь света)

Вы можете услышать много забавного о том, что происходит, когда кто-то получает Первую, Вторую или даже Третью Ступень Рэйки. И это может вас ужаснуть. Действительно, очень смешно читать все, что пишут об этом те, кто сам Рэйки не занимается или совсем недавно получил Вторую Ступень. И «установка канала», и «открытие чакр», и многое другое не менее странное.

А знаете — в Рэйки нет никаких чакр! И каналов — тоже нет! И мантр — тоже нет! Да и ритуалов на самом-то деле — тоже нет!

Поэтому мы и используем ритуалы для работы с Рэйки. А иначе нам было бы вообще нечего делать, ведь даже величайшие святые говорят, что будет богохульством думать, что действенность молитв зависит от церемоний.

Именно поэтому, хотя ритуалы не обязательны, но наше физическое тело имеет форму, в Системе Усуи есть ритуалы. Именно поэтому Система Усуи состоит из ритуалов. Именно поэтому в Системе Усуи не важны ритуалы. Что же происходит при этих ритуалах?

Когда кто-то говорит «свет!», мы понимаем слово «свет» только при условии, что знаем язык говорящего.

Но если человек скажет «свет!» — и мы увидим свет, то поймем его, на каком бы языке он не говорил. Однако мы поймем в этом случае и что-то еще. Когда случится такое, можно догадаться, что сказано не «магическое слово» и не магический ритуал исполнен — но что-то необычное происходит с самим говорящим. Часто в таком случае этого человека начнут уважать или бояться. Но кто сделал свет? Кто совершил чудо? Тот ли, кто просто сказал «свет» — или кто-то более могущественный, кто способен сотворить свет?

Если подумать об этом, то легко понять то, что я сейчас сообщу. Это большая тайна, поэтому очень важно понять, в чем же она состоит: Мастер Рэйки никого никуда никогда не инициирует. Рэйки инициирует. Что же происходит на инициациях? А вот что — Мастер просто пальцем в воздухе пишет, что ваше собственное совершенство проявляется. И говорит об этом вам. И — удивляется вместе с вами, удивляется потому, что этого — достаточно.

Когда человек скажет это на понятном вам языке — все понятно. Но, к сожалению, система Усуи — японская; поэтому Мастер скажет это на японском языке. И напишет на японском языке. Конечно, это не значит, что теперь ученик будет знать японский язык, но если выучит — все сам поймет.

Поэтому Чуджиро Хаяши учил только японцев — он сам так и объяснял, что иностранцы этого не поймут и это непонимание может породить много ненужных проблем.
Практика Третьей Ступени Рэйки

Практика Третьей Ступени Рэйки состоит преимущественно из практики инициаций, то есть — передачи другим людям первой или Второй Ступени Рэйки. Для того, чтобы человек мог отнестись к этому делу достаточно ответственно, Третья Ступень не передается так просто, как Первая или Вторая. И это правильно — ведь разница между Первой и Второй Ступенью очень велика, но разница между Второй и Третьей Ступенью подобна тому расстоянию, которое человек покрывает одним прыжком, когда получает Первую Ступень. Это расстояние поистине велико. Человек, готовящийся к получению Третьей Ступени Рэйки, должен отнестись к этому шагу так же серьезно, как если бы он готовился к смерти. Ведь от того, насколько правильно будет сделан этот шаг, зависит не только его будущее, но и будущее всей системы Усуи, а также — будущее учеников этого человека. Если в начале своего полета стрела отклонится от цели на один волос, то, подлетев к цели, она не даже не заденет мишень. Если один мастер будет обучен неправильно, он искалечит жизнь тысячам ни в чем не повинных людей. Вот почему подготовка к Третьей Ступени Рэйки так важна.

Само же обучение Третьей Ступени — очень простое. Если вы хорошо работали на Второй Ступени и решили посвятить Рэйки всю свою жизнь, то рано или поздно вы будете готовы и к третьей ступени. Конечно, никто не знает, сколько лет потребуется для этого, ведь способности у всех людей — очень различны. Изучая третью ступень, вы получаете всего только одну инициацию и изучаете всего только один Символ. Этот Символ обычно называется «мастерским Символом» и в наши дни перестает быть секретом. Во многих современных книжках про Рэйки пишут об этом Символе, что его значение — «Великий Свет», и считают, что раскрыли читателю истину. Я не буду говорить, что эти слова раскроют истину кому бы то ни было. Увы, нет. Значение этого Символа в том, что вы способны постигнуть этот «Великий Свет». Наверное, вы помните историю, которую рассказывала госпожа Таката своим ученикам? Ведь вам тоже должны были рассказывать ее на семинаре Первой Ступени. Да и в начале этой книги вы, конечно же, читали про это. Вы помните, что Микао Усуи увидел, как нечто, ярко светящееся, ударило его в лоб и все, что он чувствовал, растворилось в великом свете. Именно такое переживание обозначает этот Символ. Если вы это пережили — то вы знаете его значение. Если этого переживания не было, — то можете называть его как угодно, это ничего вам не даст.

Когда вы получаете посвящение Первой Ступени Рэйки, то иногда, если вам очень сильно повезет, вы почувствуете нечто подобное этому переживанию. Но обычно этого не происходит. Гораздо больше шансов, что это может случиться на инициации Третьей Ступени, но и то — это произойдет только в том случае, когда вы действительно готовы к нему. Это чувство похоже на переживание клинической смерти, но не является им. Это переживание может быть таким сильным, что вы не сразу сможете прийти в себя или, наоборот, таким слабым, что вы не заметите его до тех пор, пока не расслабитесь, и оно не застанет вас врасплох. Так или иначе, инициация Третьей Ступени в действительности происходит только тогда, когда вас посетит точно такое же переживание, что и Микао Усуи.

Через некоторое время этот «Великий Свет» становится вам все более понятным и привычным. Тогда вы начинаете учиться тому, как передавать другому человеку первую или Вторую Ступень Рэйки. Обычно это связано с ритуалами инициаций, которые вы изучаете, затем заучиваете наизусть и, наконец, начинаете использовать.

Существует несколько разновидностей таких ритуалов. Чаще всего мастер Рэйки усаживает учеников, получающих инициацию, на удобное место и просит закрыть глаза. После этого мастер настраивается на Рэйки с помощью Символов и всего того опыта, который он сумел приобрести за годы подготовки к этому торжественному моменту. Это не всегда просто и может занять некоторое время. Потом мастер подходит к ученику, соединяет его ладони вместе, и ученик настраивается на самое глубокое восприятие Рэйки, какое только окажется возможным. Эта подготовка, которая так важна для ученика во время инициации — вопрос очень сложный. В идеале, для того, чтобы все на самом деле прочувствовать рейки во время посвящения Первой Ступени, ученик должен обладать весьма выдающимися способностями. Обычно же этого не происходит, но возможность обрести это понимание остается и позже, во время самостоятельной практики, необходимый опыт все же приходит. Для того чтобы заметить состояние Рэйки, ученик должен быть внутренне мягок, но очень внимателен. Обычно сочетать такую сосредоточенность и в то же время мягкую расслабленность в самом начале никому не удается. Но это не беда. Главное, что следует сделать, это хорошенько расслабиться и наблюдать за своими ощущениями. Как правило, ученики подвержены различного рода фантазиям, полностью поглощены воображаемыми ощущениями и ждут чего-то совершенно определенного. Но состояние, которое им передается, невозможно представить себе заранее. Поэтому самое надежное — просто отпустить свои мысли и чувства так, как если бы все уже было совершенно. Не надо изменять какое-то состояние усилием воли, не надо пытаться думать о чем-то специальном или старательно избавляться от мыслей. Если мысли есть — это хорошо, если мыслей нет — это также хорошо. Если вы что-то чувствуете — это хорошо, если ничего не чувствуете — то это тоже хорошо. Иногда у вас может быть сильное чувство того, что вы ничего не ощущаете. Кажется, что никаких чувств нет, но это и есть, возможно, то самое чувство, и оно иногда оказывается очень сильным. Так как все люди переживают первое соприкосновение с Рэйки по-разному, нет ничего, к чему можно было бы приготовиться.

Мастер берет ваши руки, ходит вокруг вас и что-то пишет на вашей голове. Это — ритуал инициации, который многих необыкновенно интересует. Люди думают, что в том случае, если они сумеют подсмотреть ритуал или прочитают о нем в книге, они что-то поймут и даже сумеют повторить его. Но это — ошибка. Дело в том, что главная часть ритуала происходит в уме мастера, который дает инициацию. Эту часть невозможно увидеть. Мастер должен ощутить Рэйки очень глубоко, почувствовать это состояние в себе, найти это же состояние в ученике, который получает инициацию и признать, что ученик обладает всеми мыслимыми совершенствами. Это невозможно вообразить, это можно только обнаружить. Поэтому для мастера каждая инициация — открытие, которое никогда не утрачивает своей новизны.

Если вы долго работали с Рэйки на Первой Ступени, то в какой-то момент вы можете ощутить, что ваши пациенты — божественно совершенны. Вы увидите их глазами влюбленного, увидите их такими, какими они являются на самом деле. В человека, которого вы видите так, невозможно не влюбиться. Иногда говорят, что каждый человек несет в себе образ Божий, но мы не видим этого образа. На инициации мастер видит этот образ так, как если бы больше ничто не заслоняло его. Видит совершенно ясно. По крайней мере, так происходит со мной и с теми мастерами, которые были хорошо подготовлены.

Потом мастер пишет Символы Рэйки, все четыре Символа, которые помогают увидеть это еще более ясно, и когда мастер видит это совершенство в ученике, происходит инициация. Ритуал инициации прост — мастер пишет по-японски, что данный человек — полностью совершенен, его совершенство — полностью безгранично, и оно проявляется прямо сейчас. Этот ритуал проводится примерно так же, как проводили его в Японии в прошлые века, поэтому форма его и остается немного непривычной для нас. Конечно, было бы удивительно красиво и понятно, если бы мы могли написать все это на понятном языке. Но так как ритуал священен для нас, никто из традиционных мастеров не рискнет перекраивать его на свой вкус. Все большие беды начинаются с маленьких улучшений, а благими намерениями, как вы знаете, вымощен путь в никуда.

Когда вы заметите, что любой старый барсук может обернуться Буддой, то вы сами все поймете. Инициации Рэйки невозможно объяснить и им невозможно научиться — все, что происходит, происходит в невыразимом переживании Рэйки. И больше об этом — нечего рассказать.

На семинаре Первой Ступени мастер проводит четыре инициации. История этих четырех инициаций берет свое начало в глубокой древности, они связаны с возможностью ощущать Рэйки на различных уровнях нашего существа. О трех уровнях мы уже говорили — это физическое тело, эмоции и наше сознание. Что такое «физическое тело» — все более или менее понимают. Что такое эмоции, чувства, — понять немного труднее, но и это возможно. Труднее понять, что такое наше сознание, наш дух. Обычно мы говорим слово «дух», не задумываясь, как будто это что-то само собой разумеющееся. Но, если немного подумать, мы ничего не можем сказать об этом «духе». Скорее всего, это то место в нашем существе, про которое мы можем сказать «я». Мы можем говорить, что у нас болит рука или нога. Нога или рука — это не «я». Мы можем говорить, что у нас радостно на душе или что «душа болит». Мы говорим — «моя душа» так, как если бы эта душа была чем-то внешним, отличающимся от «я», как шкаф или телевизор. И действительно, многие люди верят, что душу можно потерять или погубить. Но если это так — то душа только что-то внешнее по отношению к «я», что-то вроде холодильника, хотя и гораздо более важное. Наше сознание, наше «я» — это то, что мы не можем потерять. То, исходя из чего мы можем сказать «это я», и можем сказать — «моя душа» или «моя рука». Первые две инициации связаны с этими уровнями — тела и эмоций. Третья инициация — с уровнем, на котором находится наше «я». На всех этих уровнях есть разное ощущение Рэйки, и соприкосновение с Рэйки происходит на каждом уровне. Зачем тогда четвертая инициация, спросите вы? А вот зачем… Дело в том, что есть нечто еще более неуловимое и тонкое в нашем сознании, что-то, чем мы отличаем «я» от «не я», настолько тонкое, что там даже сознание «я» отсутствует. Если возможно ощущать присутствие Бога, то особенно ярко это возможно на этом последнем уровне, где нет и следов нашего «я», но, хотя нет «я», все же что-то есть. И это то, чего уже никак невозможно назвать или описать словами. На этом тончайшем уровне происходит четвертая инициация.

Поэтому в нашей линии Рэйки последняя инициация заканчивается громким хлопком. Ученик, наблюдавший за своими ощущениями, вздрагивает и отвлекается от них. Редкий ученик, обладающий необыкновенными способностями, может заметить то, что чувствуется в этот момент.

Другой способ передачи Рэйки связан с глубоким внутренним опытом самого мастера. Это — передача безо всякого внешнего ритуала. Мастер глубоко погружается в Рэйки, объединяет свои чувства и энергии с чувствами ученика и приводит его к необходимой цели.

Этот вид инициации редко кто рискует проводить, так как отсутствие внешней формы создает много проблем, лишает внешней опоры на ритуал как учителя, так и ученика. Но такая передача возможна, и она может иметь любой вид. Например, мастер может просто побыть рядом в тишине, а может — передать ученику цветок или прочитать стихотворение. Такая практика — действительно является заоблачной вершиной техники Рейки даже для мастеров. Но я верю, что рано или поздно многие из нас смогут дойти и до этой высочайшей из вершин.

Сейчас многие ставят своего рода эксперименты, проводя передачу Рэйки на расстоянии. Говорят, что это очень удобно и что это оказалось возможным. Что ж, никто не сомневался, что это — невозможно. Если на Второй Ступени можно провести дистанционный сеанс целительства, то на Третьей Ступени мастер, конечно же, может передать Рэйки на расстоянии. Один только вопрос остается — действительно это получится точно так же хорошо, как при личной встрече? На самом ли деле не будет никакой разницы? Ответ, однако, состоит в том, что разница есть. Поэтому традиционная передача Рэйки проводится традиционным же способом — при личной встрече, лично для каждого ученика.

Когда мы говорим про то, что у передачи Рэйки есть определенная форма, можно обратить внимание, что и у всей Системы Усуи Рэйки тоже есть определенная форма. Обычно говорят про «девять элементов формы» и «четыре аспекта практики» Системы Усуи. К тому же Систему Усуи Рейки можно совмещать с другими практиками, добиваясь еще больших результатов. Об этом я расскажу ниже.